Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"

Новое оборудование в рамках государственной программы "Доступная среда"

В 2021 году в ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр» в рамках государственной программы «Доступная среда» было приобретено новое оборудование для проведения коррекционных занятий с воспитанниками: интерактивный стол логопеда, интерактивный стол, интерактивный пол, бизиборд, сенсорно-динамический зал «Дом Совы», игровой набор «Дары Фребеля», жилой модуль «Кухня». Интерактивный стол логопеда успешно применяется учителями-логопедами в реабилитационном процессе при развитии у детей: связной речи, звукопроизношения, мелкой и общей моторики, фонематического слуха, речевого дыхания, развитие неречевого слуха, речевой активности, обогащение словарного запаса, грамматического строя речи, слогового анализа. Так, в 2021 году учителями -логопедами было проведено 26 занятий с 26 воспитанниками, значительный эффект наблюдался у 26 детей – 100%. В январе 2022 года было проведено 77 занятий с 77 воспитанниками – значительный эффект – 77 человек -100%. Использование в работе специалистами интерактивного стола логопеда способствует развитию желания у детей исследовать и изучать, найти информацию, позволяющую решить ту или иную задачу, поставленную педагогом. Сенсорно-динамический зал «Дом Совы» способствует развитию у детей сенсорно-моторной интеграции, помогает им научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия, привыкнуть к окружающим предметам и явлениям. В 2021 году в сенсорно-динамическом зале занималось 45 воспитанников. В результате занятий, направленных на ощущение себя в пространстве, баланс, координацию, релаксационные упражнения, коммуникативные упражнения с использованием предметов, достигнуты следующие результаты: значительный эффект – 43 человека – 97%, незначительный эффект – 2 человека - 3%. В январе 2022 года в сенсорно-динамическом зале занималось 12 воспитанников. Значительный эффект- 11 человек – 99%, незначительный эффект - 1человек -1%. С целью формирования знаний, умений и навыков, направленных на социальную адаптацию детей-инвалидов в быту, приобретен жилой модуль «Кухня». Воспитателями разработана дополнительная общеобразовательная программа по обучению детей социально-бытовым навыкам в условиях жилого модуля «Наша кухня». Задача педагогов и воспитателей познакомить и помочь детям-инвалидам включиться в социальные процессы домашнего быта. Дети с большим удовольствием посещают бытовую комнату, ведь здесь все продумано до мелочей: карточки-подсказки «Пекс», удобные подходы и подъезды к варочной панели, кухонной мойке, шкафам, обеденному столу. Все теоретические знания закрепляются на практике: дети знакомятся с кухонным инвентарем и оборудованием, учатся самостоятельности, аккуратности, умению выполнять несложные трудовые действия, пользуясь технологическими инструкциями, памятками по соблюдению правил безопасной работы на кухне. Самое интересное для ребят — это приготовление несложных блюд: варка каши, яиц, заваривание чая с использованием технологических карт и соблюдением техники безопасности при работе с варочной плитой. В результате реализации коррекционных мероприятий у детей достигнут значительный эффект в обучении социально-бытовым навыкам: научились сервировать стол и наводить порядок, закрепили правила безопасного обращения с бытовой техникой, научились самостоятельно заваривать чай, варить кашу. Занятия в бытовой комнате «Кухня» являются важной ступенью для подготовки детей-инвалидов к будущей самостоятельной жизни, их социальной адаптации в быту. На коррекционных занятиях с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями социальные педагоги используют новое оборудование-интерактивный стол. Интерактивный стол является основной мотивацией к учебной и познавательной деятельности ребенка. Звуковой эффект, графика, яркие цвета вызывают не только положительные эмоции, но и способствуют развитию у детей навыков и умения ориентироваться во времени и пространстве, на плоскости, развивать мелкую моторику, находить цвета, распознавать геометрические фигуры, находить цифры (упражнения «Сколько времени?», «Магический квадрат», «Найди», «Где чей домик», «Подсчитай градусы», «География», «История»). На занятиях, направленных на развитие навыков охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности и на развитие навыков социального взаимодействия с помощью интерактивного оборудования дети знакомятся с дорожными знаками, с правилами безопасного поведения на проезжей части, с правилами посещения магазина, приобретают навыки экономного пользования денежными средствами (упражнения «Дорожные знаки», «Магазин», «Подели поровну», «Уравновесь весы», «Покупатель», «Цена товара», «Дорисуй половинку», «Где что лежало?» развивают зрительное восприятие, способствуют познавательному развитию ребенка. Коррекционные занятия с использованием интерактивного стола проводятся в игровой увлекательной форме. В результате применения различных игр и упражнений у 78 воспитанников повысился уровень когнитивных функций, а эффективность использования интерактивного оборудования составила 100 %. На коррекционных занятиях инструктором по труду проводилась работа на интерактивном столе с применением игр на обучение социальных навыков и социальной независимости: «Профессии», «Одежда в шкафу», «Вещи в доме», «Откуда берутся вещи», «Еда на столе», «Бытовая химия», «Что можно купить», «Трудный выбор», «Акционер», «Русский бизнес», «Жизнь бизнесмена». У 13 человек – 100 % наблюдался значительный эффект в развитии социальных навыков и социальной независимости, трудовых навыков и умений. Использование интерактивного оборудования способствует закреплению и развитию полученных знаний, умений и трудовых навыков у детей на занятиях, подведению итогов занятия по обучению социальных навыков и социальной независимости. Также создает ситуацию успеха для каждого воспитанника, делает процесс обучения более интересным, наглядным и продуктивным. Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое. В своей коррекционной работе специалисты центра активно используют на занятиях бизиборд с целью разностороннего развития детей раннего возраста, создания условий для их физического развития, активизации умственной деятельности. Занимаясь с бизибордом, дети не только знакомятся с бытовыми вещами, которые есть у них дома, но и развивают определённые навыки: мелкую моторику, координацию движений, логику, цветовосприятие, воображение, память, речь. Положительная динамика в развитии детей говорит о высокой эффективности проводимой работы, о необходимости продолжения использования данного оборудования. Используя в работе бизиборд, мы даём возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность и личностные качества. Интерактивный пол вызывает огромный мотивационный интерес у воспитанников к занятиям в процессе коррекционно-развивающей работы. Педагоги-психологи используют на занятиях интерактивное оборудование, как часть занятия, для формирования устойчивой мотивации и закрепления материала в соответствии с целью и задачами занятия. За период с 08.09.2021 по 31.01.2022 интерактивный пол был использован на занятиях с 38 воспитанниками по следующим направлениям: 1.Развитие эмоционально-волевой сферы – 22 человека. Использование данного оборудования в этом коррекционно-развивающем направлении помогает детям раскрепоститься, снять психоэмоциональное напряжение. Для этого использовались следующие игры: «Подводный мир», «Помоги болоту зацвести», «Цветочная дорожка», «Прогулка по осеннему лесу», «Погладь кошку», «Разгони перышки», «Проложи путь», «Спаси инопланетян», «Интерактивные классики», «Хоккей», «Футбол». 2.Развитие когнитивной сферы – 16 человек. Для данного направления интерактивный пол оснащён большим количеством игр, которые позволяют развивать восприятие цвета, формы и величины («Изучение геометрических фигур», «Изучаем цвета», «Собери геометрические фигуры», «Семицветик, разноцветные жуки»), внимание, память, мышление, логику («Запомни и покажи зверюшек», «Отгадай загадки», «Найди тень животного», «Угадай птицу», «Расположение предметов», «Найди предметы кому что нужно», «Зеркальные фигуры. Размер, форма, цвет», целый цикл). 3.Оказание психологической помощи и поддержки – 38 человек. Использование интерактивного пола в первые дни пребывания воспитанников в учреждении позволяет ускорить процесс адаптации в новом коллективе, так как интерактивный пол оснащен играми, в которые может играть группа детей. Таким образом, происходит знакомство детей друг с другом, они учатся совместному принятию решений и коллективному взаимодействию, снижается уровень тревожности. Значительный эффект отмечается у всех 38 воспитанников - 100%. Набор «Дары Фребеля» используют в своей работе педагог-психолог и учитель-дефектолог на занятиях с 15 детьми с осложненными диагнозами для развития сенсорного восприятия, когнитивно-интеллектуальных функций, мелкой моторики в отделении дневного пребывания и в Службе ранней помощи. Яркость, многофункциональность данного набора вызывает огромный интерес у детей и позволяет достичь у них значительный эффект, который составляет 100%. Подводя итоги, хочется отметить, что с использованием нового современного и интерактивного оборудования у воспитанников повысился уровень знаний, взаимодействия друг с другом и со специалистами, а общение наполнилось актуальным и интересным содержанием.